Поиск
Окно в НКО
Баннер
Портал НКО
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Справочник
Справочник том 2
Справочник том 3
Справочник том 4
Лучшие практики
Лучшие практики (том 2)

best practice

Лучшие практики (том 3)
luchshie praktiki nko 2015
Лучшие практики 2014

praktik

Лучшие практики 2017

Гражданский форум Ярославской области 2015

gf20155-6 июня состоялся Гражданский форум Ярославской области. В этом году он собрал около четырехсот представителей некоммерческого сектора, органов власти и бизнес-структур. Тема форума "Гражданская ответственность как залог успешного диалога власти и общества" организаторами была выбрана не случайно.

"В предыдущие годы мы делали акцент на развитие новых диалоговых механизмов власти и общества, нам хотелось максимально выработать шаги вперед. В этом году мы обратим внимание на гражданскую ответственность", - говорит Исаева Елена, председатель Центра социального партнерства. По ее словам, сегодня уже можно сделать вывод о том, что механизмов взаимодействия в регионе создано достаточно, а иногда даже больше. Зачастую они не используются некоммерческими организациями. Нужно чуть-чуть приостановиться и подумать, как улучшить и повысить их эффективность.

На пленарном заседании Форума в своем выступлении председатель Общественной палаты Ярославской области Александр Грибов заявил о том, что "в Ярославской области гражданское общество есть, но пока это набор идей и проектов, который нам еще предстоит собрать в серьезное общественное движение, которое будет отвечать на запросы, которые стоят перед нами". Примером уникального проекта в области является создание социальной деревни Ярославской региональной общественной организации инвалидов "Лицом к миру". Именно на такие инициативы граждан, в организации которых общественность самостоятельна и ищет поддержку от органов власти во вторую очередь, нужно передавать часть государственных и муниципальных полномочий. По мнению Грибова, это типичный пример, когда на местном уровне, объединение людей решает большое количество социальных задач. Именно в таком ключе надо строить свою работу.

За время реализации региональной программы поддержки СО НКО поддержано более 350 проектов. В области развивается общественная деятельность и формы организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, повышается эффективность работы Общественной палаты. "Это не вводные слова, это призыв к работе", - говорит Грибов. "Нам не нужно развивать паттернализм, при котором говорим, что мы - общественность, которой государство должно везде помочь. Нам нужно двигаться навстречу друг к другу".

Ярмарка НКО

pensГражданский форум 2015 приобрел новое мероприятие -€” интерактивную ярмарку СО НКО. 14 общественных организаций наглядно продемонстрировали свою деятельность участникам форума и рассказали о тех услугах, которые они оказывают жителям области. Помимо множества стоек с информационными буклетами и листовками НКО, баннеров и фотовыставок, на Ярмарке проводились юридические консультации НКО и консультации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства; мастер-классы "Открой в себе предпринимателя" от Союза Молодых Предпринимателей и резьбе по дереву от ремесленного союза "Добрые Медведи". Особенное внимание гостей форума привлекли творческие номера коллективов "Буги-Вуги Стар" Союза пенсионеров России, общественной организации инвалидов "Лицом к миру" и Татарского культурно-просветительского общества "Мирас".

Таким образом организаторы хотели показать те услуги, которые оказывают некоммерческие организации на территории Ярославской области, показать то, что они способны стать поставщиками социальных услуг и брать на себя более серьезные функции.

Новым форматом коллективного взаимодействия стал бесплатный аудит сайтов некоммерческих организаций коммерческими организациями. Вместе со специалистами от digital-агентства "YouDigital" и веб-студии "ShakeWeb" участники форума могли оценить сайт своей НКО и определить необходимые направления его оптимизации. Таким образом организаторы хотели показать социальную ответственность бизнес-структур.

Представитель региональной организации "Федерация Киокусинкай", заинтересовавшись вопросом по улучшению сайта своей НКО, получил рекомендации специалиста о наиболее слабых местах, требующих улучшения. После подробного разбора изменений, например настроек сервера и дизайна, представитель федерации исправил недочеты своего Интернет-ресурса.

Одним из центров внимания ярмарки стала инсталляция "Мой вклад в гражданское общество", которое коллективно создали участники форума из своих фотографий. Любой желающий мог разместить изображение своего вклада в развитие гражданского общества. В результате пятиметровое полотно, усыпанное фотографиями гражданских инициатив, проектов, событий региона, наглядно показало масштаб вклада общественников в жизнь Ярославской области.

В этом году география Гражданского форума Ярославской области снова расширилась: в 2015 году к ярославским активистам присоединились эксперты из Калининграда, Санкт-Петербурга, Пскова. Несмотря на то, что некоторым коллегам из других регионов не удалось приехать, так или иначе они приняли участие в работе диалоговых площадок с помощью Интернет-технологий. Скайп-конференции с экспертами были апробированы на секциях по социальному предпринимательству и особенностям осуществления СО НКО социальных услуг.

Работа площадок Гражданского Форума

IMG 7483Работа секции "Проблемы и перспективы развития некоммерческих организаций как субъектов оказания социальных услуг населению" началась с вводной речи модератора Клюевой Надежды Владимировны, заведующей кафедрой консультационной психологии ЯрГУ им П. Г. Демидова, профессора, доктора психологических наук, директора центра Корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ им П. Г. Демидова, члена Общественной палаты Ярославской области. Она призывала экспертов и аудиторию к пути стандартизации социальных услуг.

В ходе заседания шла оживленная дискуссия аудитории с экспертами. Кузин Дмитрий Владимирович, заместитель начальника отдела Департамента труда и социальной поддержки населения, отдела развития учреждений социального обслуживания рассказал про развитие частно-государственного партнерства в сфере социальной защиты населения ярославской области. Он пояснял, что НКО нужно включить в реестр поставщиков, представителей социальных услуг, и рассказал, как это сделать, какие документы при этом нужно предоставить. Эксперт прокомментировал вопросы участников секции по финансированию НКО из государственного бюджета.

В обсуждениях очень активно участвовала начальник отдела по делам ветеранов и инвалидов Троицкая Ольга Александровна. Она отвечала на множество вопросов пенсионеров, которые были связаны с финансированием проектов, в особенности о выделенных средствах детям ветеранов. Ольга Александровна отметила существующую проблему со стационарными услугами в Ярославской области. Она предложила ввести такую практику в области. "Это позволит контролировать финансовый поток, вести четкую статистику, и услуги можно предоставлять на дому", - поясняет Ольга Александровна.

В ходе заседания секции участники подняли некоторые проблемы в области: департамент не поддерживает НКО финансово; организации с минимальными финансовыми средствами не проходят по нормам СЭС и пожарной безопасности; срочные социальные услуги не тарифицированы, компенсацию не получить.

Муравьева Влада Геннадьевна, эксперт Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России, советник Комитета гражданских инициатив призывала  участников высказывать предложения об изменении федерального закона, вносить поправки на федеральном уровне. "Только совместными усилиями мы добьемся успеха и процветания социальной сферы", отметила Клюева Надежда Владимировна.

Грищукова Татьяна Валерьевна, эксперт центра ГРАНИ, член Общественного совета при Министерстве здравоохранения Пермского края, член Общественного совета по организации независимой системы оценки деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги в Пермском крае, поделилась опытом оказания СО НКО социальных услуг в Пермском крае. Она рассказала о том, каким образом может быть осуществлено бюджетное финансирование. Среди них: сметное финансирование государственных казенных организаций СОН, субсидии бюджетным и автономным государственным организациям СОН в рамках государственного задания, субсидии государственным и негосударственным организациям СОН на реализацию проектов, целевая потребительская субсидия на оплату услуг поставщика (ваучер, сертификат), госзакупки (44 ФЗ), компенсация расходов поставщика СОН, внесенного в реестр.

IMG 7463Также Татьяна Валерьевна рассказала о проблемах, с которыми приходится сталкиваться. Во-первых, производство социальных услуг, формально является приоритетом для СО НКО, но практически не поддерживается субсидиями в рамках программ поддержки СО НКО. Во-вторых, меры имущественной поддержки не учитывают специфику коммерческой деятельности СО НКО, (невозможность кредитования, возникающие кассовые разрывы). В-третьих, субсидируемая инфраструктурная поддержка СО НКО не предполагает поддержку производственной деятельности СО НКО (например, средства на развитие организации). И, в-четвертых, нет межведомственного взаимодействия. Административные барьеры.

Таким образом, на сегодняшний день проблемы остаются, и их немало. Для развития сферы оказания социальных услуг СО НКО, Татьяна Валерьевна предложила следующее:

- определение на региональном и местном уровнях приоритетных социальных задач, на решение которых должны быть направлены создаваемые СО НКО социальные услуги;

- создание комплекса специальных мер поддержки СО НКО поставщиков социальных услуг;

- обеспечение равных возможностей информационного и образовательного сопровождения специалистов, оказывающих социальные услуги, независимо от организационно-правовой формы организации, в которой они работают;

В конечном итоге резолюцию, вынесенную на обсуждение секции, было решено доработать, внести рекомендации экспертов и участников форума.

О неопределенности ситуации с социальным предпринимательством в регионе говорили 5 июня участники секции "Социальная ответственность бизнеса и развитие социального предпринимательства в Ярославской области" XIII Гражданского Форума Ярославской области. Её модератором выступила Елена Мильто, председатель Ярославской региональной общественной организации "Союз Молодых Предпринимателей", член Общественной палаты Ярославской области. С докладами выступили гости из Москвы и Пскова: Семен Никонов, председатель Центра устойчивого развития Псковской области, Анна Брусницына, тренер-­эксперт фонда "Наше будущее", Ольга Полищук, диджитал-ƒдиректор института "Стрелка".

IMG 7111Независимый эксперт Александра Меланьина-Коротицкая: "Тема социальной ответственности в Росси舓 одинокая". Она привела пример понятия социальная ответственность бизнеса €- это добровольный отклик организации на существующие социальные проблемы. Однако в России не существует стандарта, регламентирующего эту деятельность, так как на законодательном уровне это еще не до конца проработано. Кроме того, по словам Мелаьиной-Коротицкой, представители НКО утверждают, что социальное предпринимательство - полностью их сфера деятельности. А структуры, оказывающие господдержку субъектам малого и среднего предпринимательства, отдают социальное предпринимательство в приоритет коммерческой деятельности с социальным эффектом.

Никонов Семен Юрьевич, председатель Псковской областной общественной организации "Центр устойчивого развития Псковской области", рассказал про исследование, которое было проведено в Псковской области. Его цель -€“ изучить общественное мнение и мнение самих предпринимателей как они видеть и что вкладывают в понятие "корпоративной социальной ответственности". 30% опрошенных не смогли ответить на вопрос, что такое корпоративная ответственность. 10% ответили, что это комплексный феномен ответственности перед внутренней и внешней средой, организациями партнерами и ответственность перед обществом. 41% - внутренний процесс организации, ответственность сотрудников, взаимоответственность. 18% - феномен, касающийся внешней среды организации и общества в цело숓 благотворительные программы и т.д. Таким образом, результаты подтверждают общую картину отсутствия общего понимания корпоративной социальной ответственности.

По данным фонда "Наше будущее" в Ярославской области социальное предпринимательство характеризуется отрицательной величиной -€“ 1,1%. Как считают некоторые эксперты, корень проблемы в отсутствии четкого определения понятия "социальное предпринимательство".

В результате заседания участники секции высказали предложение внести понятия корпоративной социальной ответственности, социального партнерства и социального предпринимательства на законодательном региональном уровне, чтобы сформулировать общее понимание и различие определений. В качестве одного из предложений, прозвучало создание рабочей группы по социальному предпринимательству и социальной ответственности бизнеса при координационном совете по малому и среднему предпринимательству при губернаторе Ярославской области. Также, по мнению участников обсуждения, категорию "Социальное предпринимательство" необходимо выделить в приоритетную группу при выделении субсидий для поддержки бизнеса в регионе.

Работа секции "Городская среда: параметры оценки, субъекты и сценарии развития"объединила экспертов различных регионов нашей страны (Ярославль, Казань, Санкт-Петербург, Калининград и Вологда) для обмена позитивным опытом и поиска верного направления дальнейшего развития. Модератором выступила Кривцова Юлия Витальевна, куратор социокультурных процессов АНО "Региональное агентство творческих инициатив", которая первой и начала своё выступление. Она рассказала о Ярославском опыте формирования комфортной городской среды, возникнувших в процессепроблемах, параметрах оценки городской среды.

IMG 7613

Далее продолжила выступление эксперт из Казани Леонтьева Марья. Она рассказала об исследовании в Казани двух центральных парков (в частности, какие имеются пользователи, сценарные действия, конфликты, физическое пространство и культурные символы). Результатом данного исследования стали проведение проектировочного воркшопа, на котором были сформированы проект нового парка и его разноцветная карта, отражающая различное функциональное состояние. Главным ожиданием в будущем - создание бизнес-парков.

О существующих проблемах в Калининграде рассказала Гришечкина Маргарита Львовна, исполнительный директор Фонда местного сообщества "Калининград", зампредседателя Общественного совета при главе ГО "Город Калининград". По мнению эксперта, "власть на данный момент не готова идти к системности, принимаются лишь точечные решения". При реализации проекта власти проводят конкурсы, приглашают иностранцев, тратят деньги, и на этом всё заканчивается. Поддержал мысли эксперта Приемышев Михаил Владимирович (средовой архитектор, графический дизайнер). Он уточнил, что "при работе с проектом необходимо внимательно работать с деталями архитектурными, социальными, мифами. Главный минус большинства проектов €“ отсутствие "хозяина", заказчика, который бы продолжил курировать проект, проявил бы инициативу".

Работа секции заканчивалась выступлением Чечулина Алексея Викторовича, профессора из Санкт-Петербурга. По его мнению, человеческий фактор является ключевым фактором городской среды. "Любой город не должен быть скучным! У города должны быть и высокие, и низкие артефакты. "Странные артефакты", как например чижык-пыжик в Петербурге, создают многомерный образ города. Только позитивный образ -€“ это плохо". Эксперт предложил следующие решения проблем городской среды: первое - создание рабочих групп, второе - вовлечение первого лица субъекта.

По итогам работы данной секции была принята Резолюция "Гражданская ответственность как залог успешного диалога власти и общества". Предложения и изменения касались, в первую очередь, необходимости создания в Ярославле центра прикладной урбанистики. Также в резолюции обозначено создание постоянно работающей группы общественных экспертов по вопросам развития городской среды, регулярный процесс сбора и анализа актуальных данных от горожан, публикация полученных данных в открытых источниках, также создание публичного реестра городских проблем.

Работа диалоговой площадки Общественной палаты Ярославской области "Развитие общественного контроля в Ярославской области: субъекты, объекты, инструменты, лучшие практики" включила в свое выступление экспертов сразу из трех регионов нашей страны, а именно: Сулимова Константина Андреевича, доцента кафедры политических наук Пермского национального университета, Ушакова Александра Федоровича - советника председателя Общественной палаты Вологодской области, и Антонова Владимира Константиновича -€“ председателя Ярославской региональной общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Модератором на секции была Соловьева Людмила Николаевна,€“ начальник отдела по взаимодействию с экспертным сообществом департамента общественных связей Ярославской области.

Работа секции началась с обсуждения понятия "общественный контроль", субъектов и объектов гражданского контроля, и вскоре перешло к анализу правовой основы общественного контроля: федерального и региональных законов. К.В Сулимов эксперт из Перми сразу отметил "рамочность" и возможность создания координационного совета по общественному контролю, и положительно охарактеризовал региональный закон Ярославской области, перейдя к опыту Пермского региона, где существует не только обеспечение возможности осуществления общественного контроля, но и стандарт участия, гарантирующий гражданской инициативе всю необходимую поддержку. Подытоживая собственное выступление, Сулимов сказал о необходимости открытой власти, как главного условия гражданского контроля.

Вологодский эксперт Ушаков Александр Федорович делился с присутствующими опытом своего региона, который заключался в более узком понимании гражданского контроля, как инспектировании исправительных учреждений области. Также Александр Федорович рассказал и о трудностях общественного контроля Вологодской области: нехватка гласности, финансирования независимых печатных СМИ и пассивность муниципальных чиновников. Говоря о трудностях и вызовах для Вологодской области, экспертом была развита мысль о необходимости обучения всех субъектов общественного контроля для обеспечения эффективного гражданского контроля.

Подводя итоги секции, все эксперты сошлись во мнении о необходимости гласности в общественном контроле, волонтерской поддержки и гибкой структуры любой организации, занимающейся гражданским контролем. Также было сказано, что гражданский контроль -€“ это не форма борьбы с властью, а власть - не противник гражданского общества. Что только в эффективном тандеме взаимопомощи и взаимопонимания общества и власти, возможно реальное изменение жизни граждан к лучшему.

Модератором секции "Поддержка гражданских инициатив" выступил Соколов Александр Владимирович, председатель комиссии по вопросам развития институтов гражданского общества и защите прав граждан Общественной палаты Ярославской области, кандидат политических наук. Работа секции началась с выступления Муравьевой Влады Геннадьевной, эксперта Департамента социального развития  и инноваций Минэкономразвития России. Она рассказала о поддержке социально ориентированных НКО и гражданских инициатив. Эксперт отметила приоритетные направления деятельности НКО, которые получают государственную поддержку, и рассказала о проблеме внедрения определенных программ.

Кулик Людмила Александровна, директор НКО "Фонд поддержки гражданских инициатив" (г. Вологда) поддержала и продолжила освещать в своем выступлении проблему реализации определенных социальных программ и проектов, сделав акцент на том, что наибольшую эффективность имеют небольшие проекты с маленькими суммами и прозрачной сметой.

Эксперт Гришечкина Маргарита Львовна, исполнительный директор Фонда местного сообщества "Калининград", зампредседателя Общественного совета при главе ГО "Город Калининград" отметила, что должно осуществляться лоббирование и инициативы именно снизу. "Должна происходить ориентация не на НКО, как организацию, а на сам проект, активность и движение граждан. Только ориентация на само действие поможет проектам быть успешными, позволяя им не застаиваться и постоянно функционировать", - отмечает Маргарита Львовна.

Предложения и вопросы участников площадки касались возможности реализации различных проектов в регионе, а именно поднимался вопрос о финансировании и участии самих граждан, ведь как заметила Муравьева: "идей проектов полно, поэтому важно понимать, как их реализовывать".

В рамках секции прошло обсуждение проекта резолюции 13 Гражданского форума "гражданская ответственность как залог успешного диалога власти и общества". Предложения и изменения документа касались реализации проектов и их контроля. Говоря о реализации, поднялся вопрос о тиражировании определенных проектов в разных городах и о сохранении авторства этих проектов. Гришечкина заметила, что при использовании чужих идей следует обязательно обращаться к их авторам, даже если ты вносишь в них небольшие изменения. Также слушателями поднялся вопрос об инициативе расширения межнациональных отношений, обоюдное сотрудничество и реализация идей и проектов зарубежных НКО, а также о механизмах мотивации и привлечении волонтеров.

Подводя итог секции, модератор и эксперты отметили, что Ярославская область занимает 5 место в ЦФО по поддержке инициатив НКО, а это значит, что области есть куда расти и она представляет большие возможности для развития. Все указанные предложения и поправки были внесены в резолюцию, а сама резолюция отправлена на доработку.

"Секция, которая называется "Общественный контроль в сфере ЖКХ" отличается от подобной секции, которая проходила в рамках Гражданского Форума 2014 года, хотя бы тем, что в том году общественный контроль еще только-только обозначился в Ярославской области. А в этом году уже наработан достаточно большой материал, и мы Вас знакомим в новом году с новым видением возможности общественного контроля в сфере ЖКХ из других регионов России" - так модератор, руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ярославской области, Бородина Татьяна Алексеевна. На данной секции присутствовали пять экспертов, представляющих свои регионы (Костромской, Тверской, Псковский, Тульский, Ярославский).

Первой начала выступление Наталья Витальевна Шапошникова, заместитель Председателя Правительства Ярославской области и рассказала о нескольких видах мониторинга, которые на данный момент существуют в Ярославском регионе. Поясняя о мониторинге строительства жилья, Шапошникова отметила, что: "За 2012-2014 год у нас в регионе массовая доля строительства практически без должной документации, без необходимых изыскательских работ, что повлекло за собой не введенные объекты в эксплуатацию, отсутствие всех требований надзорных органов и тем самым мы увидели, что программа, которая выполнялась в регионе, оказалась не выполнена". Также она сообщила о том, что в 2014 году многие проблемы решились, и они ввели в эксплуатацию 17 проблемных объектов, и это не только жилье, но и объекты социальной сферы (отделение поликлиники, спортивный зал и т.д.).
В 2014 году планка на строительство жилья составляла 693 тыс.кв.м. Плановые показатели были перевыполнены на 24%.
На 2015 год поставленная планка составляет 700 тыс.кв.м. вводимого жилья.

Также сообщалось о проделанной работе, совместно с общественниками, в области садоводческих кооперативных товариществах.
Была затронута программа ветхого аварийного жилья, по которой за 2014 год план перевыполнен на 16% и составил 43,7 тыс.кв.м. Это аварийное жилье, которое подлежало расселению. На 2015 год план по аварийному жилью составляет 38 тыс.кв.м.

Кратко осветили программу газификации, связанную с прокладкой газопроводов. Сообщая о сфере тарифообразования, Шапошникова сказала о том, что в данной сфере помогают общественные советы и общественный контроль и с ними ведется тесное взаимодействие, для того, чтобы понять, что и как населению лучше.

Затем следовало пояснение по мониторингу о капитальном ремонте, который осуществляется в Ярославском регионе. "С 2008 года существует региональный фонд. На этот год имеется 1тыс. домов, которые нужно отремонтировать. Основные действия 2014 года были нацелены на подготовку документации" - отметила Наталья Витальевна Шапошникова.

Объясняя суть мониторинга рейтинга управляющих компаний (потребительский рейтинг управляющих компаний) было затронуто федеральное законодательство: нормы по лицензированию. "На наш взгляд, эти нормы не совсем закрывают те проблемные вопросы, которые бы мы хотели закрыть, а прежде всего это допущенные к лицензированию доли компаний у которых серьезные долги за коммунальные ресурсы. Мы считаем, что это не совсем верно, потому что это уже признак того, что управляющая компания недобросовестно владеет денежными средствами и соответственно запускает их не в нужное русло. И второе, это то, что подталкивает на некие мошенничества, нечистые схемы, когда домов нет, лицензия получена, а дальше дома спокойно переводятся на эту компанию" - заявила Наталья Витальевна Шапошникова.

В ходе доклада было сказано о компаниях, участвующих в получении грантов. Первый конкурс был объявлен в октябре 2014 года и в декабре 2014 года 3 организации уже приступили к реализации проектов. Ярославская региональная общественная организация "Центр Гражданских Инициатив", реализовала проект"Школа ЖК просвещения".
Высшая школа бизнеса реализовала проект "Я бы в ЖКХ пошел или как молодому человеку найти себя в сфере ЖКХ". В 2014 году грантов получено на сумму около 750 тыс.рублей.
Второй конкурс был объявлен в феврале 2015 года и с июня этого года преступили к реализации проектов. Грантов уже получено на сумму 300 тыс.руб.
Сообщилось, что список из 15 общественных организаций, которые в сфере ЖКХ помогают работать и вовремя реагировать на происходящие изменения, пополнился еще на 2  организации. "Практически все осуществляемые проекты были осуществлены на территории города Ярославля и только один проект работал с муниципальными районами. На наш взгляд, как раз вот эта проблема существует, что надо расширять географию, потому что выясняется, что очень благодарные люди живут далеко от Ярославля, но находятся в нашем регионе. Как правило, на них не хватает денег, потому что, конечно, основная масса народа густо населяет такие города как Ярославль, Рыбинск, Переславль. Но есть же Большое Село, Любим и другие.

Вторая проблема это финансирование из средств федерального бюджета. На сегодня поддержки мы не имеем в программе капитального ремонта" - подвела итог своего выступления Наталья Витальевна Шапошникова.

В данном выступлении говорилось о нескольких ключевых вещах, таких как: аварийное жилье, капитальный ремонт, ресурсы и т.д.

Следующим выступал Пинчуков Андрей Петрович, председатель правления Костромской региональной ассоциации ТСЖ и ЖСК, руководитель Костромского центра общественного контроля в сфере ЖКХ. Темой его выступления являлись "Возможности эксплуатации общего долевого имущества многоквартирного дома. Проблемы обеспечения прав собственника".
"У нас право на общую долевую собственность, т.е. подвалы, чердаки и т.д. с 1991 года. Закон о приватизации 1991 года дал нам эту собственность. Жилищный кодекс статьей 36 лишь уточнил, что это теперь называется общее долевое имущество, раньше это называлось местами общего пользования" - отметил вначале своего выступления Андрей Петрович Пинчуков. В ходе выступления были обозначены важные моменты, связанные с капитализацией средств. То есть, "Понимание того, что мы можем делать с нашим общим имуществом дает нам право капитализировать средства, которые мы вкладываем в содержание дома. Надстраивая мансарды, эффективно используя подвалы, обустраивая парковки, парки - увеличивается стоимость квартиры", - пояснил Пинчуков.

Далее выступила Юлегина Елена Евгеньевна, председатель Тверской областной правозащитной общественной организации "Качество жизни", руководитель Тверского центра общественного контроля в сфере ЖКХ. Тема данного выступления была обозначена как "Региональный опыт общественного контроля в сфере ЖКХ" В докладе говорилось о том, что нужно занять правильную позицию по отношению к системе ЖКХ. "Сегодняшняя позиция, что в ЖКХ все плохо и еще хуже - не соответствует реальному положению дел. Но, к сожалению, такую позицию, как правило, занимают законодатели. Отсюда бесконечные изменения в законодательстве, к которому люди никак не могут приспособиться, отсюда бесконечные обвинения. Вот, лично я, исхожу из того, что в системе ЖКХ далеко не все так плохо как это преподносится, об этом говорит не только наш опыт работы, но и говорят данные ВЦИОМ, где 50% собственников довольны системой ЖКХ и не довольны в основном машинами во дворах и ценой за жилищно-коммунальные услуги" - заявила Елена Евгеньевна Юлегина. Также в докладе были обозначены несколько основных задач для Тверского региона на сегодняшний день. Во-первых, поиск положительных примеров. Во-вторых, распространение этих положительных примеров. В-третьих, обучение людей, чем сейчас Тверская организация активно занимается. Организация помогаем создать ТСЖ и помогаем создать управляющую компанию.

Затем с докладом выступила Дементьева Анастасия Олеговна, депутат Тульской городской думы, координатор общественного проекта "Народный контроль. ЖКХ". Выступление было по теме "Практики и перспективы в реформировании жилищно-коммунальной отрасли".

В данном докладе сообщалось об общественном просвещении в сфере ЖКХ и о программе "Народный бюджет", которая направлена на реализацию проектов жителей по ремонту многоквартирных домов, благоустройству территорий. Программа основана на принципах софинансирования, т.е. 15% от общего проекта вносят жители, остальные вносят муниципальные и региональные бюджеты, а также средства спонсоров. В 2015 году в эту программу вошли 444 проекта жителей Тульской области.

Завершал работу секции Никонов Семен Юрьевич, руководитель общественного контроля в сфере ЖКХ Псковской области "ЖКХ контроль".
Никонов рассказал о деятельности, начавшейся в 2003 году, которая связанна с созданием ТОСов и ТСЖ, а также о гражданском просвещении в Псковском регионе.

Ограниченное количество времени не позволило участникам данной секции озвучить свои предложения, поэтому, они изложили их в письменном виде.

Секция №7 Форума была посвящена проблеме эффективности работы Общественных палат. Модератором выступил Русаков Александр Ильич, член Общественной палаты РФ, Ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова", член Общественной палаты Ярославской обрасти.

На диалоговой площадке форума встретились Председатель Общественной палаты Ярославской области, Грибов Александр Сергеевич, и советник Председателя Общественной палаты Вологодской области, Ушаков Александр Федорович. Также в ходе дискуссии активную позицию заняла Северинчик Алла Михайловна, представитель Общественной палаты Российской Федерации.

На сегодняшний день вопрос эффективности является базовым. Да, мы научились выставлять определенные оценки. Также существует система рейтингов. Но задача не сравнивать рейтинги Общественных палат. Задачи, стоящие перед Общественными палатами, в первую очередь, определяются современной политикой и наличием законодательной базы.

Таким образом, к общим критериям (проблемам) оценки эффективности работы Общественных палат можно отнести:

  • показатель "отражения" мнений населения. То есть тот факт, каким образом работа Общественных палат влияет на ситуацию в обществе, как реагирует общество, готово ли оно к сотрудничеству и участию
  • общественный контроль и его эффективность
  • воспитание и поиск так называемых лидеров, потенциальных приемников

Русаков Александр Ильич отметил, что на сегодняшний день существуют определенные проблемы не только в области общественного контроля и общественного включения, но и внутри Общественной палаты. Это и недопонимание между членами, и отсутствие определенной мотивации, и проблема обслуживающего органа. "Здесь я хочу сказать о том, что до сих пор не совсем понятно, что должен делать аппарате Общественной палаты. То ли это подготовка публичных выступлений, и подготовка отчетов, и реализация проектов, определение основных направлений деятельности, осуществлении координации и т.п., то ли он действительно должен решать определенные задачи, как, например, помощь в осуществлении взаимодействия между членами общественной палаты". "Таким образом, проблем на сегодня немало. И мы должны понимать, что Общественные палаты ответственны не перед властью, а перед гражданским обществом",€“ отметил Грибов Александр Сергеевич, Председатель Общественной палаты Ярославской области.

Ушаков Александр Федорович, советник Председателя Общественной палаты Вологодской области видит проблемы в другом:

  • Общественная палата как площадка объединения НКО. Каким образом Общественная палата может объединить и организовать взаимодействие в секторе НКО
  • Кадровый потенциал
  • Ресурсное обеспечение. Что лучше создание аппарата Общественной палаты или же укрепление того ресурсного центра, который имеется?

По вопросу о поиске лидеров гражданской инициативы Александр Федорович привел интересный пример. Проект "Карта НКО". В 2014 году члены Общественной палаты Вологодской области осуществили поиск всех незарегистрированных общественных объединений. В одном из муниципальных районов нашли Валентину Погошину, которая занималась развитием фольклора, но у нее не хватало средств для каких-то масштабных проектов. В итоге усилиями Общественной палаты, были привлечены 9 инвесторов, правительство области и некоторые фонды, при помощи которых состоялся межрегиональный фольклорный форум.

Северинчик Алла Михайловна рассказала о том, что нового появилось в Общественной палате РФ. Во-первых, сейчас в Общественную палату РФ входят 186 членов, 40 из которых назначаются президентом РФ, 85 -€“ это представители от каждого субъекта и остальные избираются путем Интернет-голосования. Также идет практика онлайн консультаций: каждую среду с 9.00 до 10.00 представители Общественных палат субъектов подключаются к трансляции и обмениваются опытом, получают консультации и т.п. Следует отметить и тот факт, что сейчас каждое пленарное заседание Общественной палаты РФ начинается с выступлений граждан с их проектами и инициативами.